Главная
Заповедная кимжа
Обетный крест
Одигитрия
Экспедиции
Кимженский хор
Отзывы гостей
Фотогалерея
 
Гостевая книга
Полезные ссылки
О сайте
О сайте
 
ПОИСК:
на
 

 
 
Кимжа - живая старина
Заповедная кимжа
Деревня Кимжа, раскинувшаяся на невысоком обрывистом берегу одноименного левого притока реки Мезени, в трех километрах от его устья, лучше других сохранила исчезнувший облик старинных мезенских сел. В этом старинном заповедном месте в едином ансамбле сохранилось все то, чем мы восхищаемся в северном деревянном зодчестве. Все это органично взаимосвязано с природой и окружающей средой.
По преданию, деревня эта возникла в начале 16 века, когда здесь поселился приехавший сюда вместе с семьей крестьянин из деревни Немнюга Пинежского уезда. Он построил здесь для себя дом и небольшую часовню. Постепенно здесь стали селиться другие крестьяне из Пинежского и мезенского уездов. Так возник выселок, в котором уже в 1600 году насчитывалось около 60 человек мужского населения.
Свое название деревня получила по названию реки Кимжа, на берегу которой и расположена.
Местные жители считают, что название реки и деревни произошли от имени первопоселенца Кима, говорили: Ким жил, вот от краткого и быстрого произношения и получилась Кимжа, по другой версии название, как реки, так и деревни произошло от финно-угорского киима, что означает токовище. Кимжа со всех сторон окружена лесами богатыми дичью, а глухарей и тетеревов всегда в этих местах водилось великое множество, и когда у птиц наступал брачный период, в мае – июне, их клекот был слышен на много километров. Саамское же толкование Кимжи в переводе на русский язык звучит как «река, у которой много следов», что впрочем, не противоречит и другим вариантам.
Как и у всех деревень Мезенского района у жителей Кимжи существует свое групповое прозвище «ченотропы», откуда оно пошло уже никто не знает, но также существует несколько интерпретаций этого прозвища. Одна из них – кимжане «чернотропы» - колдуны, порчу и сглаз насылают, была связана с тем, что некоторые из жителей деревни действительно владели искусством ворожбы и заговора. Другая «чернотропная» версия связана с тем, что кимжане позже всех в районе расстались с банями по «черному» и перешли на «белые», а после помывки в «черной» бане шли домой и оставляли зимой на белом снегу черные следы от банной сажи. Еще две версии прозвища «чернотропы» приведены Н.В. Дранниковой в книге «Локально-групповые прозвища в традиционной культуре Русского Севера» и выглядят следующим образом: когда – то избы в Кимже топились по черному, сажа везде садилась, коптилась на снегу, поэтому оставались черные следы; Кимжа – ченотропы. Вокруг глухие леса, в которых легко заблудиться.
Деревня Кимжа никогда не была крупной, так по переписи 1678 года в "погосте, что была дер. Кимжа", значится дворов крестьянских 13, а людей в них 27, "по миру ходят" 2 двора, 20 дворов пустых. В 1888 году в Кимже было 52 крестьянских двора, в которых проживало 464 человека.
До сих пор сохранилась улица двухэтажных домов-дворов типичной мезенской постройки конца XIX - начала XX веков. Да и сама деревня в большинстве своем состоит из подобных домов, некоторые из которых подверглись перестройке в современном стиле.
Один из домов выкуплен органом местного самоуправления (ТОС) «Кимжа» и усилиями членов этой организации переоборудован музей «Политов дом». Музейная экспозиция представляет собой историю жизни деревни.
Благодаря хорошо сохранившейся архитектуре Русского Севера в Кимже было снято несколько художественных и документальных фильмов.
Так в 80-х годах ХХ века в многосерийном художественном фильме «Михайло Ломоносов» Кимжа олицетворяла собой древние Холмогоры. Дом, который в фильме являлся домом Ломоносова, сохранился до сих пор. Многие местные жители принимали участие в массовых сценах. Художественный фильм «Матвеева радость», снимавшийся в те же годы, менее известен широкой публике, и там Кимжа выступала в роли родной деревни главного героя. В 2003-2004 годах в Кимже были сняты 2 документальных фильма. Один из них снимал телевизионный канал РТР, а другой телеканал Культура.
На пожертвования кимженских крестьян в начале 17 века в Кимже была построена первая деревянная церковь с колокольней в честь Богоматери-путеводительницы Одигитрии, с приделом во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1699 году эта церковь сгорела от молнии.
На месте ее на пожертвования кимженских крестьян была построена новая деревянная Одигитриевская церковь. Она наследовала от старой ее форму и была устроена в виде креста. Строилась она довольно долго - с 1700 по 1709 год, а освящена была только в 1763 году. Построенная из самого прочного и долговечного материала на Севере - лиственничных бревен, она сохранилась до наших дней и является украшением всей Кимжи. Над кровлей церкви возвышается большой шестигранный шатер, а над ним - глава с восьмиконечным крестом. На четырех ее углах стоят четыре шатра небольшого размера, имеющие своим основанием медальоны в виде сердца. Эти шатры также завершаются главами с восьмиконечными крестами. Шатры и главы крыты лемехом - деревянной чешуей.
Этот тип церквей был распостранен не только на Мезени, но и на Пинеге. На Мезени подобные церкви стояли в Окладниковой слободе, в Лампожне и в Юроме. Теперь такая церковь осталась только в Кимже.
И этот единственный сохранившийся на Мезени шедевр русского деревянного зодчества, к сожалению, ныне находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации.
В состав Кимженского прихода с 1857 года вошло село Дорогорское, входившее до этого в состав Заакакурского прихода. 6 октября 1894 года при Кимженской церкви была открыта школа грамотности. В 1894-1895 учебном году в ней обучалось 23 мальчика и 9 девочек. Обучение вел местный священник при содействии дьякона.
Следует отметить, что в Кимже язычество, сторобрядничество и православие оставили свой след. Так, например, в деревне долгое время не было кладбища до 1951 года, а умерших хоронили по их завету (где попросят), чаще всего на их земельном наделе, а не у домов, как указано в некоторых источниках. Считалось, что дух предков будет охранять земельный надел и жилище от бед и напастей. У домов ставились обычно обетные кресты.
Неизменным пейзажем мезенских деревень были ветряные мукомольные мельницы. Обычно они располагались вокруг деревни на возвышенных местах. Например, в самой Мезени было 19 таких мельниц, а в Азаполье - 18. Довольно распространены они были и в других мезенских деревнях. К сожалению, в Мезени и в Азаполье эти мельницы не сохранились. А там, где еще сохранились, находятся в крайне ветхом, запущенном состоянии. Две таких мельницы стоят еще в Погорельце и одна в Кимже.
Говоря о занятиях жителей Кимжи, посетивший ее в 1837 году известный русский ботаник Александр Шренк писал: " Жители Кимжи занимаются земледелием, скотоводством и рыбною ловлею. Земледелие ограничивается разведением ржи и ячменя, которые однако довольно часто не созревают... Рыбная ловля есть главное занятие кимженских крестьян и ограничивается преимущественно ловом семги...".
Кроме лова семги и другой рыбы на местных водоемах, кимжане занимались также морским рыбным и зверобойным промыслами и на своих карбасах ходили на Канин.
Как известно, через Кимжу проходила зимняя дорога из Архангельска на Мезень, шедшая через Пинегу и Малую Немнюгу. Поэтому в хозяйственной деятельности кимженских крестьян известное место занимал извоз.
Кимжа издревле славилась медным литьем. Здесь отливали медные колокольчики для скота и почтовых лошадей, украшения для конской сбруи, крестики, пряжки и коновальские бляхи, которые были опознавательным знаком мезенских коновалов и прикреплялись ими к своим сумкам. На этих бляхах изображались конь и три человека: один из них восседал верхом на коне, второй - вел его за узцы, а третий - толкал сзади.
"Коновал, - как говорится в словаре Брокгауза и Ефрона, - скотский лекарь-самоучка".
Главным занятием коновалов была кастрация жеребцов, бычков, баранов и других домашних животных. Нередко они лечили и людей. Мезенские коновалы - явление уникальное. Здесь оно носило характер отхожего промысла, и занимались им преимущественно крестьяне с верховьев Мезени. Из поселений на нижней Мезени оно больше других было распространено среди жителей Дорогорского.
Славились в Кимже мастера медных литейных дел Дерягины, сыновья и внуки старейшего мастера этих дел Дерягина Василия Алексеевича, который прославился изготовлением медного литья в первой половине 19 века.
Есть предположение, что медь в Кимжу доставлялась доставлялась с цилемских медных рудников, расположенных на Цильме - притоке Печоры, где с конца XV века добывали не только медь, но и серебро. Все это доставлялось в Москву через Мезень.
Обычно привезенную медь с помощью зубила дробили на мелкие кусочки, которые складывали в железный горшок и плавили в печи. Расплавленную медь специальной ложкой разливали по формам. Колокола отливали в земляных формах по специальной модели.
Литейная мастерская в Кимже - редчайшее явление для крестьянской среды. Существует предание, что искусство медного литья занесли в Кимжу старообрядцы из Выговского старообрядческого общежительства, что в Карелии, где отлично было поставлено литье медных икон - складней. А Кимжа, как известно, была одним из центров старообрядчества на Мезени.
Надо отметить, что в Кимже работали также мастера ювелирных дел, которые изготовляли украшения из драгоценных металлов, в основном из серебра. Одним из таких мастеров был сын Василия Алексеевича Дерягина - Михаил.
В Кимже, как нигде на Мезени, до сих пор сохранился дух старинного бытового уклада, неизменно сопровождаемый старинными русскими песнями и причитаниями. В 1922 году в Кимже числилось 130 дворов, в которых проживало 566 человек. В 1993 году здесь было 72 домохозяйства, а число постоянных жителей составляло 165 человек.
Раньше в деревне находилось отделение акционерного общества "Дорогорское", в котором трудились жители деревни. Сейчас из всех производств бывшего АО «Дорогорское», которое распалось, а затем было преобразовано в КФК «Сахаров», осталась только ферма с племенными лошадьми Мезенской породы.
Лошади этой породы известны с XVIII, они представляют собой лесную упряжную породу, способную ходить по снежной тундре, очень выносливы и неприхотливы. Породу удалось сохранить благодаря тому обстоятельству, что ввоз лошадей других пород был запрещен на территорию района.
После длительного забвения и в связи с дороговизной топлива спрос на неприхотливых и выносливых лошадок возрос.

В статье использованы материалы:
  • Фото Ф. Сафонова
  • Фото И. Суханова
  • Фото с сайта «На кромке бытия»
  • Фото из краткого словаря «Поморьска говоря» автор И.И. Мосеев
  • Статья «Заповедная Кимжа» Н.А. Окладникова
  • © Михаил Ханзин, 2006
    Хостинг от uCoz