Главная
Заповедная кимжа
Обетный крест
Одигитрия
Экспедиции
Кимженский хор
Отзывы гостей
Фотогалерея
 
Гостевая книга
Полезные ссылки
О сайте
 
ПОИСК:
на
 

 
 
Кимжа - живая старина
Одигитриевская церковь в деревне Кимжа
Одигитриевская церковь в деревне Кимжа Мезенского района Архангельской области — один из немногих сохранившихся памятников деревянного культового зодчества Севера, относящихся к типу «шатер на крещатой бочке». С 1968 года церковь является памятником архитектуры российского значения.
До наших дней церковь удалось сохранить благодаря отдаленному расположению Кимжи и местным жителям. По их рассказам, пожилые люди, жившие в деревне, сторожили церковь по очереди днем и ночью и не позволили сделать из нее хозяйственную постройку в советское время.
На строительство церкви была дана благословенная грамота Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важского, «в лета 1700 году декабря 20 дня».
В церковных описях отмечалось, что это вторая церковь построенная «на прежнем церковном месте». Также в описях церковного имущества Кимженской церкви указываются две даты постройки —1700 год (когда была выдана грамота на строительство церкви) и 1763 год (когда церковь была освящена).
Архивные материалы позволяют уточнить дату завершения строительства Одигитриевской церкви—1709 год. Этим годом датируются самые ранние документы о Кимженской церкви в Государственном архиве Архангельской области.
В 1709 году, вскоре после окончания строительства, лампоженскому священнику Семену Борисову была послана «память» архиепископа Рафаила с требованием «в Кимженской волости новопостроенной церкви всего строения и на главах поставленных крестов досмотреть и записать в самую истинную правду, какова та церковь и кресты построены против указу и против данной Архиепископом благословенной грамоты, и той новопостроенной церкви всему строению и крестам учинить чертеж с подписанием...».
«Память» эта была вызвана тем, что на новопостроенной Кимженской церкви кресты были поставлены не четырехконечные, а восьмиконечные (старообрядческие), о чем стало известно архиепископу и что повлекло за собой настоящее расследование. Эти документы содержат первое описание Одигитриевской церкви, составленное лампоженским священником Семеном Борисовым, и ее изображение, а также сведения о руководителе артели, строившей эту церковь.
Руководитель артели - «первый плотник, который ту церковь строил и с мирскими людьми рядился» - Иев Прокопьев (Иола Прокопьев сын), местный житель.
Кимженский приход был маленький и бедный, и поэтому, хотя строительство церкви было закончено в 1709 году и в этом же году, 10 марта, была дана грамота на освящение церкви и выдачу антимиста, освящена она была только в 1763 году. Видимо, много времени ушло на внутреннюю отделку церкви, на сбор денег для приобретения необходимой богослужебной утвари, книг, для написания икон.
Дерево материал недолговечный. Хоть и построена Кимженская церковь из самого прочного на Севере дерева лиственницы, но со временем и она начинает разрушаться.
Реставрации церковь подвергалась дважды в 1895 году, в 70-х годах ХХ века. Причем неквалифицированная реставрация 1970-х годов привела к необходимости проведения реставрационных работ в наши дни. Третья реставрация была начата в 2001 году, но до сих пор не завершена из-за отсутствия финансирования. В 2005 году Кимженская церковь Богородицы Одигитрии была включена в целевую программу «Культура Русского Севера» рассчитанную до 2008 года. Остается надеяться, что к своему 300 летнему юбилею шедевр деревянного зодчества будет восстановлен полностью, и прихожане Кимженского прихода смогут в церкви совершать православные обряды
.
Одигитрия
Именем Одигитриевской (Смоленской) Божьей матери, покровительницы мореходов и путешественников, нарекли церковь жители Кимжи.
Одигитрия (греч. - Путеводительница) - один из самых распространенных типов изображения Пресвятой Богоматери с младенцем. Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). С догматической точки зрения основной смысл этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному младенцу.
По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам - в храме монастыря Одигон, от чего, вероятно, и происходит название).
В монастыре "Путеводителей" (Одигон) отправлявшиеся в плавание моряки имели
обычай молиться перед иконой, испрашивая себе напутствия в путь или путеводительства. С этого времени, будучи драгоценной святыней Царьграда и благочестивых царей греческих, сия досточтимая икона ознаменовала себя многими знамениями и чудесами, между прочим, и исцилением двух слепцев, указанием Самой матери Божией приведенных к сей св. иконе и получивших при ней прозрение.

Настоятель Кимженской церкви
Последним настоятелем Кимженской церкви был Протоирей Василий Гольчиков. Священническое служение отца Василия в Кимже продолжалось 20 лет. Здесь застала его революция и последовавшие за нею гонения на веру. Здесь начались его испытания на верность Православию. Со слов дочери отца Василия, "воинствующие атеисты" пытались склонить сельского священника к снятию сана. "Откажись, не служи", – говорили ему, угрожая в противном случае расправой. Но искусители уходили ни с чем. "Я от веры не откажусь", – заявлял им отец Василий. Расправа последовала вскоре.
В марте 1935 года отец Василий был арестован. Его обвинили в "создании контрреволюционной группировки церковников" в Кимже. А также в том, что он "устраивает нелегальные сборища церковников, ведет антисоветскую агитацию среди крестьян о тяжелой жизни при Советской власти".
Разумеется, это обвинение не соответствовало истине. Ведь из материалов следственного дела отца Василия (с которыми впоследствии получил возможность ознакомиться его сын Александр) становилось очевидным то, что никакой "контрреволюционной группировки" в Кимже не было и в помине. Тем более со священником во главе. Ни в каких выступлениях против Советской власти отец Василий не участвовал.
Так, когда 5 марта 1935 года местные крестьяне, изведавшие на горьком опыте всю лживость лозунгов Советской власти и обещаний счастливой жизни в неопределенном будущем, собрались на стихийную сходку возле храма, священника на этой сходке не было. Когда же он от людей узнал о происшедшем, только и произнес: "Не надо было этого делать". Но разве собирались принимать это во внимание те, кто сфабриковал суд над отцом Василием? Для них он был виновен, прежде всего, в том, что был настоящим пастырем, хранившим верность православной вере.
В ноябре 1935 года отцу Василию был вынесен приговор по 10 пункту 58 статьи Уголовного кодекса. "За контрреволюционную агитацию" он был осужден на три года концлагеря.
После ареста отца Василия его дело продолжила жительница Кимжи, очень грамотная и благочестивая женщина Анна Александровна Крупцова, собиравшая верующих у себя дома для чтения Евангелия и молитвы. Но продолжающиеся гонения на веру не обошли стороной и Анну Александровну. Она была арестована НКВД в 1937 году и сослана в Соловецкий лагерь особого назначения. Долгие годы родные ничего не знали о ее судьбе, и лишь во времена Хрущевской оттепели им стало известно, что Анна Александровна была расстреляна в 1938 году. В 1998 году Анна Александровна Крупцова была реабилитирована.

Современность
Благодаря вере и настойчивости жителям Кимжи удалось сохранить церковь, убедить власти в необходимости ее реставрации. Так в 2001 году Одигитриевская церковь была вновь освящена и проведена служба отцом Андреем из Свято-Тихоновского института прибывшим на мезенскую землю с миссией. Но по причине ветхости храма службы там больше не проводились. В том же 2001 году была образована православная община «Кимжа», которую возглавляет Евдокия Гавриловна Репицкая, приходящаяся племянницей Анне Александровне Крупцовой. Один из жителей деревни передал общине дом, в котором ныне проводятся службы и творятся молитвы. Мне кажется, очень символичным, что приход Одигитриевской церкви возглавляет Евдокия Гавриловна, ведь именно Евдокия, жена императора Феодосия привезла икону Одигитрии со святой земли.

В статье использованы материалы:
  • Фото Одигитриевской церкви А. Б. Пермиловской
  • Статья «Шатровая о пяти главах» Н.П. Лютиковой
  • Фото и информация с сайта о Пресвятой Богоматери Одигитрии
  • Статья «О вере верности и памяти» Монахини Евфимии
  • Воспоминания П.Г.Крупцова и Е.Г. Репицкой.
  • © Михаил Ханзин, 2006
    Хостинг от uCoz